Автор статьи CleriC Профет
________________________________________
Так получилось, что я уже 2,5 года играю в линейку и именно за профета. Хочется поделиться накопленными знаниями, послушать комментарии умных людей, а возможно - и научиться чему-то новому. На истину в последней инстанции не претендую, все нижеизложенное мой опыт, то самое ИМХО, которое у каждого свое.
Введение
Профет - интересный класс и им сложно играть. Много кнопок (наверное, самое большое кол-во скиллов), постоянное использование как минимум 4ех панелек, клеймо «саппорт» (зависимость от пати, очень слабые возможности по набиванию фрагов) может многих отпугнуть от этого класса. Собственно так и происходит, живых профетов можно пересчитать на пальцах. Еще одна причина, по которой мало таких игорокв: наличие окон. Если на оффе в минипати охотно берут профета, то на пурге каждый второй имеет окно, с которым не надо делиться экспой и дропом. Проблема с пати еще более усугубляется для тех, кто не умеет ее собирать. И как раз профету стоит научиться это делать как никому другому, ибо на высоких уровнях кач соло не представляется возможным (его эффективность стремится к нулю). Многие жалуются на тяжелую судьбу, что их никто не берет качаться. Да, это так, но это не повод забивать на интересного чара и переводить его в разряд окон, начиная качать дд. «Если гора не идет к Магомету, Магомет должен пойти к горе и объяснить что она не права». Если не берут в пати – надо собирать самому. Это не так уж и сложно и этому стоит научиться.
Описание
Профет вырастает из человека мистика и обладает следующими базовыми параметрами: STR 22, DEX 21 CON 27, INT 41, WIT 20, MEN 39. Из-за низкой DEX (самый низкий из всех) – минимальная скорость передвижения, аку, ева, критикал и скорость атаки. Остальные параметры средние и оптимизируются помощью татуировок для наших целей. Как все хумансы, профет довольно толстый, плюс ко всему - умеет хилиться. Еще одна важная особенность: скиллы на тяжелую броню. Это дает возможность успешно выступать на олимпиаде и (для жестких фанатов) качаться соло. Профет – один из самых лучших бафферов в игре. Его основной конкурент – варкрайер – «обгоняет» его только на 78 уровне, когда появляется Chant of Victory, который лучше Prophecy of Fire. В Т0 у оверлорда тоже появляется ЦоВ (причем на все алли), но масштабах одной пати профет куда более разносторонен (в плане баффов) и универсален (каждый получит благословление соответствующее профессии). Не единожды наблюдал ситуацию, когда алли кричало на Овера что тот накидал всякой фигни: слоты ограничены и уже заняты жизненно необходимыми бафами. С ВК (в силу специфики профессии) не бегал, но жалобы на отсутствие гибкости слышал. СЕ/ЕЕ скорее хилеры и речарджеры, нежели баферы и с профетом не конкурируют.
Скиллы
Что же такого эдакого умеет профет? В первую очередь, конечно – благословлять. В его ассортименте: бафы на увеличение шанса крита, силы крита, скорости атаки, передвижения, каста, увеличение параметров P def, M def, P atk, accu, HP, MP – все это делает дд в 2-3 раза сильнее. Так же профет специализируется на защитной стихийной магии, здесь: защиты от огня, воды, воздуха, холи, анхоли, яда, блида. Элементальная защита, сразу от всех 4ех стихий, которая в Т0 не снимается сюрендером и вешается вместе с остальными протектами. Ну и конечно: мега-бафф Prophecy of Fire, появляющийся только на 78 уровне и дающий: HP +20%, HP regen per tick +20%, P.Atk. +10%, P.Def. +20%, Accuracy +4, Speed -10%, Atk. Spd. +20%, Debuff Resistance +10%. В Т0 добавились еще: Greater Shield (P.Def. +15%) и Greater Might (P.Atk. +10%), которые не стекаются друг с другом. Помимо бафов, на 3ей профе, появляются два хороших дебаффа: Block Shield и Block Wind Walk. Оба из них при удачном прохождении снимают соответствующие баффы, не дают их повесить в течении двух минут и делают соответствующий параметр -10%. В Т0 у профета появилось два важных олимпиадных скилла: Mana Burn (сжигает ману противника) и Erase (за несколько кастов убивает суммона). Дали 2 спелла на 79 лвл: Mystic Immunity (делает цель неуязвимой к любым дебаффам на короткое время (30 секунд?)) и Spell Turning (отменяет у цели заклинание). Последние два скилла я не тестил, не уверен что на реборне они работают корректно. Скорее всего их применимость тоже будет ограничена олимпиадой. Таким образом профет является чистым саппортом: одним из лучших бафферов в игре, вспомогательным дебаффером, при полном отсутствии боевых скиллов.
Еще стоит остановится на энчанте скиллов. Здесь выбор небогат: почти все баффы можно энчантить на длительность и уменьшение стоимости. Рут можно энчантить на шанс прохождения, уменьшение стоимости. Манна бурн – на увеличение силы и уменьшение стоимости. Довести скиллы до +9 - шанс достаточно высок (около 80% +8 -> +9). Этим и стоит ограничиться. После – резко сокращается +9 -> +10 уже 40%, а дальше - еще ниже. Я бы посоветовал энчантить рут на шанс прохождения и манна бурн на силу. Если совсем некуда девать СП и экспу – баффы на длительность.
Обмундирование
Надо отметить, что профет не требователен к эквипу (в отличие от магов/дд). Ни на каче ни в замесе/осады он не находится на «передовой», от силы его М атк мало что зависит, все упирается только в запас манны и скорость каста. Поэтому, даже на 76+, бедный профет может ходить в БВ роб сете и Хомой акум. Если этот чар холим и лелеян вами, то стоит посмотреть на А сеты. Таллум: много М дефа, режет ненужный ИНТ, дает максимальную скорость каста в игре (+15% каст спида, +2 ВИТ). ДЦ: хороший П деф, каст в нем такой же как и в Таллуме, дает +7 скорости передвижения, защита от паралайза, уменьшение вероятности что каст будет сбит. МЖ: богатый запас манны, чуть ниже каст спид, защита от стана. НМ сет профету не подходит - режет каст спид. Еще есть эС сет - МА, но для нас, при всех вкусных бонусах, он не подходит из-за мизерной прибавки к скорости каста. Для профета чрезвычайно важен именно этот параметр. Пример: стоять и ждать респа Баюма/Антараса, аккуратно реауффая фулл пати раз в 15 минут в течении нескольких часов. Здесь очень хорошо станет заметна актуальность скорости каста. Именно поэтому девайс должен быть с СА акум: хома, вальгалла, СоМ, АМ (в зависимости от финансовых возможностей). Некоторые предпочитают носить девайс на манна ап, но мне кажется что в этом нет смысла. Полезнее иметь девайс, увеличивающий скорость регенерации манны и брать его в руки после ребаффа. Помимо магической палки можно носить в инвентаре боевое оружие. Необходимость этого зависит от стиля прокачки и кол-ва финансов. К уник биже профет тоже не требователен (АК/Баюмом увеличивают эффективность дд на 30%). Можно ходить в БО, но сейчас собрать ТТ сет сравнительно недорого, хотя и необязательно. Из арморов - предпочитаю ДЦ. Эпоха магов закончилась с введением Т0, сейчас более важен П деф. Так же приятен бонус к скорости передвижения. Приобретение Страйдера (соответствующего уровня) будет актуально для профета, имеющего самую низкую сторость бега в игре. На Твайлт Страйдере, на селфах, speed равен 214, что позволит быстро добежать до места кача или догнать убегающего врага чтобы кинуть ему блок вв и рут (полезно на одну панельку вынести: призыв страйдера, оседлать/слезть, випон, щит). Да, щит! Он не обязателен, но может быть полезен (у нас много арчеров, да и от милишников спасает). Тем более профет имеет Bless Shield (Shield Block Rate +50%) 3 уровня. Сейчас А гр шилды очень подешевели, с ДЦ сетом отлично будет смотреться соответсвующий щит, вариант для богатых: ИЦ щит.
Имея мастери на хеви, профет может ходить и в тяжелых доспехах, но есть несколько ньюансов. Тяжелый доспех в прямом смысле тяжелый! Если носить с собой два сета, то ГЦП (кои жизненно необходимы при встрече с врагом) кончатся в момент и вообще особо много не потаскаешь. А ведь профету нужно носить изрядно Spirit Ore (необходимы для некоторых баффов), блессед спиритшоты (лечить сопартийцев и кидать дебаффы), хилки и ГЦП. Тяжелый доспех, несмотря на бонусы хеви мастери, делает каст спид очень низким – дольше занимает ребафф, меньше хила/дебаффов в замесе. На мой взгляд, хеви имеет смысл на олимпиаде и в прокачке соло.
Тату
Про каст спид было написано выше, поэтому +4 WIT -4 MEN (INT профету трогать нельзя) должны стоять обязательно. Живучесть актуальна для всех, а сила как раз не особо, поэтому +4 CON -4 STR. Третья татуировка – на любителя. Я предпочитаю загонять каст спид, у меня стоит +1 WIT -1 MEN. Кто-то ставит еще +4 DEX -4 STR, но тогда можно окончательно забыть о том, что кого-то можно убить на ПвП, олимпиаде. Заядлые любители солокача и ПвП ставят +STR –CON (вплоть до +5 -5). Возможно, это актуально для олимпиады, хотя я не уверен (отпишитесь, кто пробовал профета в боевых условиях с татуировками +STR).
Кач
Линейка – игра, рассчитанная на группу (пати), а профет – один из ярких представителей саппорта, которые мало на что способны без пати, но делающие группу намного сильнее. Варианты прокачки: соло, минипати, фулпати, РБ. Рассмотрим их по порядку.
Соло возможно, но неэффективно. Варианты: поставить тату +STR, взять дуалы, одеть хеви (BW, Tallum, IC – в зависимости от лвл и финансов), и рубить мобов дуалами (sls*tsurugi, Dam*Dam, DLE*Tallum); рутить моба и расстреливать его из лука или бить полеармой (моб не будет доставать), при этом не обязательно быть в хеви (хотя хеви дает полезные боевые бонусы). И в том и в другом случае кач получается мучительно медленный, даже если взять в пати танка – будет быстрее.
Минипати - представляет группу из 3-4 человек. Обычно так качаются на мобах х1-х2 или в катакомбах. Именно в такую пати идеально вписывается профет. Но как раз такие пати предпочитают брать оконный саппорт. По отзывам «трудящихся» и личным впечатлениям, очень эффективен кач в катах: пп/вк+бд+дд(1-2). В этом случае профет может взять в руки дуалы/лук и помогать убивать моба. Даже от заточенного для этого пп (+STR, хеви, эС випон с СА) довольно мало толку, но все-же не так скучно сидеть. Манны в такой пати более чем достаточно. Ребафф, хороший профет, всегда делает «на ходу». Пати не идет на рест а продолжает качаться. Как вариант: сначала наложить баф на себя, а потом на всех остальных в пати (по окошечку пати, по порядку, сверху вниз). Когда благословления начнинают падать – время ребафа для всех.
Под фулпати заточен варкраер. Но в условиях нашего сервера их еденицы, поэтому, в большинстве случаев, в ФП берет профета. Здесь важен запас манны и каст спид. Важно успеть скопить ману до следующего ребаффа, необходимо сидеть. Пытаться ковырять мобов в такой пати бессмысленно – до моба не успеваешь добегать, гораздо важнее сохранить бесценное МП на вероятный замес или лечение в случае вылета/афк хилера. Поэтому не дергаемся, одеваем робу, девайс СА акум и сидим на попе ровно. В случае большого кол-ва варов, профет следит за окружающей ситуацией, пробивает таргеты известных гангеров макросами - своевременно предупреждает пати о надвигающейся опасности. Особенно приятен (или наоборот - скучен) такой кач тем, что от ленивого профета требуется что-то делать в игре раз в 15 минут – сделать полный ребафф (или раз в 5 минут для счастливых обладателей 78 лвл – ПоФ). В остальное время можно читать форум, трепаться в привате со знакомыми, проворачивать торговые операции и т.д. и т.п. Не забываем про ребаф на ходу.
В начале ц4, когда только появлились РБ и маги были непрокачанны, саппорт на РБ брался оффпати. Потом маги подросли, приоделись и с БД/ЕЕ 78 большинство РБ в ц4 валилось в 2-3 мага. Поэтому профета стали брать в пати что бы окна не уменьшали мобильность. В Т0 ситуация изменилась, теперь РБ фармят дд (сейчас лучниками, но вскоре этим плотно займуся дестры). Профет нужен и там и там. Тактика аналогична качу в ФП: ребаф на ходу, быстрый каст спид, высокая мобильность. Важно отметить, что на РБ нельзя тормозить. Сразу просле смерти босса, ПЛ дает указания куда идти дальше и необходимо не теряя времени следовать в этом направлении, дабы зафармить как можно больше РБ в короткое время и не столкнуться с конкурентами.
Замес
Особенность ЛА2 заключается в том, что даже если ты не хочешь ПвП – тебе его могут навязать. Особенно это актуально для кланов с большим кол-вом варов. Поэтому идя на кач, нужно всегда быть готовым к замесу. На что способен профет в замесе? Каковы его задачи?
В начале замеса нужно оценить ситуацию и баффнуть пати дополнительные защитные баффы. Например: ПоФ хилеру (если нет ПоВ), резист анхоли (если пришли гангать некры), элементальная защита (если не была наложена зарание) и необходимый резист от магии (если во вражеской пати несколько представителей этой школы магии), БоН всем – в первую очередь хилеру (если его не было наложено зарание и профет уже ноблес). Это в случае, если замес случился во время кача. Если пати целенаправленно направляется на ганг, помимо основных баффов, важно добавить некоторые защитные (ЕП, резист холи и анхоли, возможно элементальные резисты). На ганге ни в коем случае не стоит баффать Холи Випон (есть вероятность нарваться на резист холи), не стоит бафать Регенерейшен (он экономит много МП хилера на каче, но в замесе просто занимает ценный слот), блесс соул (кроме хилеров). Берсерк и даже ПоФ – по желанию дд.
Самое важное: резать хилера. Именно на нем будет сосредоточен дамаг от вражеской пати, именно от того жив/мертв хилер – будет зависеть исход схватки. Поэтому – хил-хил-хил, рес. Если кто-то в пати умер без благословления ноблеса (БоН) и резнулся – нужно моментально ребаффнуть на него основное. Для дд это: хаст/фокус/ДВ, даггерам – еще вв, магам – акумен. В замесе (да и по большому счету - на каче) панелька баффов (alt+f) всегда должна быть открыта. При кинутом канселе нужно быстро выделить каких бафов не хватает и наложить их.. При кинутом сюрендере нужно моментально перекастовать соответствующий резист. Если никто не умирает, не кидает кансел, сюрендер, а хилер (умело прячясь за спинами дд) справляется с поддержанием ХП на должном уровне – можно попробовать высунуться на передовую и кидать рут/блоки. В ц4 рут сквозь ментал практически не проходил, в Т0 эффективность ментала была уменьшена, но это еще нужно тестить: насколько эффективен рут. В любом случае, особенно важно кинуть блок вв даггерам, дестрам и прочим милишникам (если вражеский хилер имел наглость высунуться слишком далеко – он первый претендент на блоки). Так же по ассисту на дд можно кинуть блок шилд. Но самое главное: следить за состоянием хилера (хилеров) и уровнем ХП пати. При замесе ФП на ФП кидаться на передовую пытаясь нанести свой убогий дамаг с дуалов/лука – глупая смерть. Профет с манной может сделать куда больше пакостей врагу. Одно что все равно умираем мы с 2-3 критов хорошего лучника. Ретурнится стоит только в случае полного поражения (убита вся пати, убиты все дд), нет ничего глупее оказаться в городе, оставив свою пати без поддержки. В эту пати такой профет больше не попадет и заработает соответствующую репутацию. Полезность Манна Бурна и Эрейза в замесе представляется мне сомнительной. Разве что к профета, качающегося соло, пришел гангать маг или суммонер. Возможно, будет полезно сжечь МП вражескому хилеру, но на такое расстояние (600?) не подпустят. Новые скиллы Т0 79ого уровня представляют интерес, но вряд-ли серьезно изменят привычное протекание схватки. Еще можно отметить что пользы от профета в замесе немного. Если бы вместо него в пати был дополнительный хилер или дд – эффективность в ПвП была бы выше. Но т.к. большинство замесов происходит с профетом в пати – надо вносить свою посильную лепту.
Осады, эпик
Самое важное в осадах – кол-во и скорость регенерации МП. Здесь придется баффать не только свою пати (хотя ее – в первую очередь), но и всех союзников, которые просят этого. На осаде не нужно делать фуллбафф: мало манны (чаще всего нет времени посидеть и скопить достаточное кол-во), частые смерти (баф все равно слетит, есть, конечно БоН, но не всегда о нем вспоминают). Ни в коем случае не надо бафать на осаде блесс соул, регенерейшен и прочие баффы, окупаемость которых рассчитана на длительное время. Бафаем только самое важное: вв, блесс боди, фокус, ДВ, хаст, ПоФ – дд; вв, акумен, берс, блесс боди – магам/хилерам. Если есть МП и время, можно добавить майт, шилд, грейтер майт/шилд, мэджик барьер, ЕП, гуиданс. Если профет – ноблесс: именно он должен следить за наличием БоН на всех сопартийцах, в конце концов именно его это в первую очередь касается (легче кинуть 1 раз БоН, чем потом ребафать полностью). В остальном – для осад применимо сказанное выше про замес.
На эпиках мучительнее всего процесс ожидания (замеса, респа). Он может продолжаться долгими часами (помню стояли в тои ждали Баюма 6 часов, ждали Антараса 8 часов из них 2 часа был замес). Здесь важнее всего каст спид – пати постоянно должна быть под баффом – готовая кинутьтся на резнувшегося босса или отразить замес. Бафаем пати максимально по полному с учетом сонгов/дансов и оставляем 1-2 слота для дебаффов.
Олимпиада
Если в ц4 профет на олимпиаде был середнячком, то в Т0 он становится убер-классом (манабурн и эрейз). В Т0 у меня не было возможности поучаствовать в боях (по этой же причине не знаю Грейтер Шилдом или Майтом бафаться, скорее все-таки Шилдом), но какие-то общие моменты остались еще с ц4. У профета нет боевых скиллов и спешалов, поэтому в выборе випона он не ограничен. Минимальный набор на олимпиаду это: Таллум/ДЦ роб сет, ИЦ сет, ДБ (фокус), АМ (акум), любой девайс на манна ап. Полезно иметь еще Фоготен Блейд (эС однорчный меч) на фокус и/или дуалы эС +4, полный набор уник бижи. Выносим на панельку всю эту радость, рядом с АМ ставим батл хил и щит. Хорошо запоминаем что где находится – в бою не будет времени тыкать на панельку мышкой – все будет одеваться/сниматься хоткеями. Тест макросов «одеть ДЦ сет», «одеть ИЦ сет», показал, что он не всегда корректно срабатывает (см. ниже - макросы), часто 1-2 шмотки из сета не оедвается, поэтому лучше вынести все части сета на одну дополнительную панельку и одевать их вручную – каждую по отдельности. Перед записью надо одеть на себя роб сет и взять девайс на манна ап. Ессно не забываем захватить с собой обычные спиритшоты, Спирит Оре. На этом подготовка закончена и можно писаться.
Будучи в городе, надо взять себя на таргет что бы до загрузки экрана начать баффаться. Начинаем с блесс боди (часть ХП успеет отрегенериться). Накладываем стандартный боевой бафф, с учетом особенностей противника. Против любителей дрейнить, например, бафаемся анхоли протекшеном. Если драка предстоит с магом, можно оставаться в роб сете, если с дд – одеваем ИЦ. Кем бы не был противник, начинаем мы с того, что берем в руки АМ и дебафаем его блоками. Что делать потом – зависит от профессии. Против большинства сначала жжется мана 8-9 раз (маги – раз 15), потом расстреливаются из ДБ (в подавляющем большинстве случаев будут пытаться кайтить, не подпустят вплотную). Манабурн надо делать с АМ – важна М атк. Если блоки не прошли – по окончанию реюза кидаются снова. Не думаю что стоит подробно описывать бой с каждым классом. Просто остановлюсь на некоторых ньюансах. Если противник понял что ему ничего не светит, начинает «тянуть время» и тупо наворачивать круги по стадиону – киньте берс себе и ПоФ ему. Овера и варкраера можно, до начала боя (или после сжигания маны), овербаффнуть – их селфы стоят дорого и сбить полезные баффы инвигором, резистами и прочей кисс оф евой – всегда приятно. Полезно договориться с другом что бы он смотрел за вашим боем и писал о состоянии баффов/дебаффов в личку. Например, если противник не удосужился бафнутся менталом – его можно поставить в рут, так же важно знать какие на нем висят ауры и селфбаффы, важно знать когда упадут блоки. Если проивник сделал УЕ/УД – отбегаем и хилимся. Лечимся мы всегда с АМ и щитом, когда осталось порядка 20-30% ХП. На бое с суммонером в первую очередь делаем эрейз, во время реюза – манабурним его. При канселе – ребафаем самое необходимое (хаст, вв, М барьер, если слетели), при сюрендере – перевешиваем резист (чаще всего ньюк прилетает уже в резист). В зависимости от эквипа и профы противника выбираем тактику: кайтим его с ДБ или рубим вплотную мечом/дуалами.
По сложности игры на оли с профетом сравнятся только ВК и Овер. Необходимо вслепую знать пять панелек, постоянно переключаться между оружиями, вовремя манабурнить, эрейзить, хилится, дебафать, овербафать. Это цена статуса героя, ибо пряморукий профет имеет шанс убить любой другой класс на олимпиаде.
Макросы
Полезно сделать ряд «forceskill» макросов на дебаффы. Обязательно стоит иметь макрос «forceatack». Стоит иметь сигнальные макросы «/target name» на случай возможного ганга. Для тех же целей – полезно иметь макрос, дающий в патичат весть о том что на таргет пойман враг (им же можно пользоваться для привлечения внимания к чему-либо). Удобно пользоваться макросами на WTB/WTS, тыкать на них, пролетая через ГК по крупным городам. Категорически не рекомендуется использовать макросы на бафф. Во-первых, макрос имеет некоторую задержку и бафф получается медленнее. Во-вторых, часто приходится чатиться или передвигаться во время ребаффа – макрос отменится. Ну и в третьих, невозможно сделать кучу макросов на все случае жизни, макрос перечеркивает основное преимущество пп: гибкость благословления. Хороший профет, пользуясь сызмальства своими скиллами, в любое время дня и ночи скажет на какой панельке, на какой клавише - какой бафф. Зная кого мы благословляем – руки сами нажимают необходимую последовательность клавиш (это происходило уже тысячи раз – отложилось на уровне рефлексов). Тест макроса: поюзать бспс, батл хил – тоже показал свою несостоятельность. Дает некоторую задержку, которая фатальна в ПвП. Лучше активировать спиритшот вручную или поставить их на автоюз.
Заключение
Сущность людей такова, что по накоплении определенного опыта (в любой сфере деятельности), им хочется поделиться с другими, прежде всего – единомышленниками. Я не считаю что хорошо играю за профета, многие это делают лучше меня. Совершенству нет предела. Все же, надеюсь сей труд не был напрасен (извиняюсь за отнятые у вас 20 минут драгоценного времени), возможно, кто-то что-то вынес новое/интересное для себя. Надеюсь сам узнать что-то новое из комментариев к статье. Буду рад если отпишутся лучшие профеты сервера: Terra, policeman. Jaia, TEB, dollor. Буду рад любым замечаниям по грамматике/пунктуации.
© CleriC